Почему сериал «Игра престолов» — отличное пособие по HR-брендингу

Литература, кино и даже сериалы вдохновляют нас на рабочие свершения, дают почву для размышления, а зачастую и идеи, которые мы можем использовать в своей работе. Аналогии, связанные с HR-брендингом, можно найти практически везде, где есть хоть какая-то организация, а уж в таком масштабном проекте, как «Игра престолов», и подавно. Руководитель Консалтингового центра HeadHunter Елена Русанова нашла пять полезных уроков, которым учит HR-менеджеров сериал «Игра престолов».
Почему сериал «Игра престолов» — отличное пособие по HR-брендингу

1. Ценности — платформа, на которой все держится

У каждой компании свои идеология, ценности, ценностное предложение, которое она несет на рынок. Это отражается на всех, кто контактирует с ней: сотрудниках, соискателях, партнерах, провайдерах, заказчиках и так далее. В сериале: не нужно проводить долгие исследования, чтобы сформулировать ценностное предложение каждой династии. Старки — это верность, честь, прямота, храбрость. В этом их сила, за это их можно любить и уважать. Ланнистеры — это приверженность семье, стремление к власти, в том числе умение хитростью добиваться результата. И так далее. Идеология играет свою роль: дома Мормонтов, Мандерли и Гловер именно благодаря схожим идеологическим соображениям признали Джона Сноу королем Севера.

2. Меняется среда или компания — меняется корпоративная культура

Корпоративная культура, ценности компании — гибкая сущность. Она меняется при смене руководства или изменении среды, а при слиянии компаний — тем более. В таком случае формируется либо сплав корпоративной культуры, либо насаждается культура компании-поглотителя. В ходе этих процессов HR-менеджер столкнется с адаптацией и внедрением изменений в текущую корпоративную культуру компании. В случае если происходит смена собственников или руководства, могут произойти изменения в EVP. В сериале: даже несколько браков представителей Ланнистеров с Тиррелами вносят свои изменения в культуру дома. Когда старший Ланнистер женился на Сансе Старк, культура дома принципиально не изменилась. Зато когда в жены взяли Маргери Тиррелл, она оказала немалое влияние на изначально жесткую культуру дома Ланнистеров.

3. HR-слоган помогает запомниться кандидатам

HR-слоган — краткая и емкая фраза, в которой отражено ценностное предложение и отличие компании от других. «Быстрее, выше, сильнее» — в этом случае плохой вариант. Слоган помогает соискателям, во-первых, запомнить и держать на слуху отличие компании — простые фразы запоминаются лучше, чем длинный текст. Во-вторых, он помогает выделиться среди других компаний на рынке и понять, что подходит лично вам — по смыслу, формулировкам, эмоциям. На вопрос, зачем нужен HR-слоган, можно ответить очень кратко: помогите вашим соискателям запомнить вашу компанию. В сериале: оценивая девизы, можно составить эмоциональное впечатление о домах. Старки — «Зима близко»: нужно помнить, все не вечно. Тиррелы — «Вырастая — крепнем»: о сильной поддержке своего дома, невзирая на любые обстоятельства, силой или хитростью. Грейджои — «Мы не сеем». Речь идет о сфере деятельности дома: Грейджои и их подданные давным-давно осели на бесплодных Железных Островах и были вынуждены заняться пиратством. Теперь они не мыслят своей жизни без него, презирая все остальные занятия. Мартеллы — «Непреклонные, несгибаемые, несдающиеся»: здесь девиз больше указывает на особенное положение этого дома. Они существуют достаточно изолированно от северных соседей, что позволило им сохранить в почти первозданном виде свои традиции, обычаи и особый южный колорит

4. Не безумный креатив, а четкое отражение ценностного предложения компании

При разработке креативной концепции HR-бренда нужно исходить из сути ценностного предложения и особенностей целевой аудитории. Пусть будет один образ, но четко считывающийся и понятный для аудитории. В сериале: у каждого из домов свой герб, отражающий символическое значение идеологии и смысл ценностей дома. Старки — волк. Ланнистеры — лев, Таргариены — дракон. Образы выбраны не случайно, они отражают характер дома и соответствуют слогану.

5. Мотивация сотрудников напрямую связана с ценностным предложением компании

То, что мотивирует сотрудников приходить на работу и работать эффективно, должно войти в основу ценностного предложения. Чтобы определить мотивацию именно ваших сотрудников, в первую очередь нужно поговорить с ними, понятно, что есть базовые гигиенические факторы (зарплата, рабочее место и так далее), но то, что удерживает и мотивирует людей вкладывать свои усилия в работу, скорее всего, отличает вашу компанию от других. В сериале: методы мотивации напрямую отражают ценности и определяют, как именно работают сотрудники. Ланнистеры держат всех в страхе и управляют методами кнута, Старки основываются на доверии, поддержке и лояльности.

;